Логопед после инсульта
Классификация нарушений речи после инсульта
По степени тяжести нарушения подразделяются на легкие, средние и тяжелые. Существует также классификация в зависимости от месторасположения и размера пораженной зоны.
Первый вид – моторная афазия, подразделяется на:
-
Афферентную, которая характеризуется распадом отдельных артикуляционных поз (в медицине их называют артикулями), проявляется поиском артикуляции при разговоре.
-
Эфферентную, когда речь больного разорвана, человек останавливается на некоторых кусках высказываний. Хотя звуки даются легко, слова и фразы даются сложнее.
-
Сенсорную, подразумевающую расстройство фонематического слуха, т.е. звуки больным воспринимаются каждый раз по новому, искаженно, как бы смешиваясь между собой.
Второй вид – динамическая афазия, который характеризуется аспонтанностью и инактивностью речи. Больной имеет бедный словарный запас, отвечает односложно.
Третий – амнестическая афазия, когда человек не может воспринимать информацию на слух из-за уменьшения объема запоминания.
Четвертый – семантическая афазия. Больной не воспринимает сложные с логической и грамматической стороны речевые обороты.
Описание логопедических занятий при инсульте
Работает правило: «чем раньше начать, тем лучше». Если лечащий врач разрешит, занятия можно начать уже в отделении реанимации. Логопед в зависимости от состояния больного определяет, какие упражнения ему подойдут, оптимальную продолжительность урока, корректирует программу по мере усвоения материала. Обязательно проводить восстановление речи в совокупности с приемом специальных медикаментов (ноотропов).
Длительность занятия 20-45 минут в зависимости от скорости утомляемости больного. При негативных проявлениях урок уменьшается до 10 минут. Частота занятий определяется специалистов в зависимости от степени нарушения речи.
Срок восстановления речи после инсульта напрямую зависит от типа и тяжести афазии. При легких нарушениях улучшение наступает через 2-4 недели занятий, а выздоровление – через 1 год. При афазии средней тяжести восстановить речь получается через 2-3 года непрерывной работы. При тяжелых – потребуется от полугода до нескольких лет с привлечением нейропрсихолога. Логотерапия не всегда помогает восстановить речь в полной мере, поскольку повреждение мозга обратить нельзя.
Курс лечения афазии
Курс лечения для восстановления речи после инсульта делится на несколько этапов.
Диагностика нарушений речи
Логопед ставит окончательный диагноз после 1-2 недель. В ходе диагностики он обращает внимание на способность изъясняться, степень понимания обращенной к больному речи. Если у пациента отмечаются нарушения речи средней или легкой тяжести, логопед приступает к более детальному анализу отклонений для выяснения типа афазии.
Выясняется:
-
степень четкости речи;
-
наличие заикания, застревания на некоторых звуках, предрасположенности к замене одного звука на другой;
-
возможность запоминания слов;
-
наличие склонности использования словоформ не к месту;
-
степень восприятия и составления логико-грамматических конструкций и т.п.
На основании полученных данных логопед намечает основную программу и подбирает комплекс упражнений для восстановления речи после инсульта. При необходимости дает рекомендации о привлечении других специалистов. Логопед будет выдавать задания для закрепления материала дома.
Первый этап лечения
Логопед выстраивает общение с пациентом так, чтобы он начал обрабатывать обращенную к нему речь. Специалист обращает внимание на общее состояние больного, чтобы устранить «периоды молчания». Каждые 15 минут (варьируется специалистом) пациенту задается короткий вопрос. Фраза произносится медленно, удерживается зрительный контакт. Вопрос мотивирует не только выслушать, но и дать ответ, не ограничиваясь жестом. Например: «Вы будете пить сок или воду?».
Работа с карточками – следующий шаг. Логопед показывает изображения привычных предметов и объектов, а пациент должен назвать их. Усложненное упражнение – выбрать название среди нескольких вариантов. Далее показывают фотографии из фотоальбома, а больной называет, кто на них изображен.
В продолжение упражнений на называние идут буквы и цифры. Перед человеком раскладывают карточки в произвольном порядке с буквами или цифрами. Их число и размер определяет логопед в зависимости от общего состояния больного и тяжести афазии.
Далее специалист учит пациента оперировать словами из вопроса. Ему нужно составлять ответ из них, меняя местами либо повторяя нужные.
Рядам также уделяется внимание во время занятий. В большинстве случае большой может воспроизвести алфавитный порядок, последовательность дней недели, месяцев. Поэтому логопед просит воспроизвести ряд в обратном порядке, что заставляет задуматься.
При отсутствии нарушений в навыках чтения и письма их специалист использует в терапии. Человека он просит в медленном темпе прочитать отдельные слова, предложения, абзацы. Затем задает наводящие вопросы, чтобы пациент рассказал суть прочтенного материала.
Второй этап лечения
После улучшения в состоянии речи после инсульта занятия усложняются. Сначала работают над восстановлением связей между словами и образами, исправляют нарушения номинации и внутренней речи, учат сохранять заданную речевую конструкцию в естественном порядке, самостоятельно строить фразы.
Занятия с картинками усложняются. Теперь нужно не только назвать, что изображено. Следует выбрать из нескольких вариантов правильное название объекта или выполнить изображенное действие. Затем пациент выбирает карточки к заданному слову и наоборот.
Продолжается работа с составлением ответа из слова вопроса. Добавляют сюжетные картинки и серии изображений с последовательным сюжетом. Пациент должен составить рассказ из заданного логопедом числа слов и предложений.
Дается задание на подбор слов в соответствии с определенным признаком. Ведется работа над ритмом речи, темпом повествования и интонацией. Подключаются схема предложений. Пациенту предлагается составить план своего ответа, пересказать текст разной сложности сначала со словами и картинками-подсказками, затем (по мере усвоения) повышается уровень самостоятельности. Продолжается работа с написанием и чтением текстов, как под диктовку логопеда, так и самостоятельно.
Далее ведется работа над пониманием речи и восстановлением контроля своей речи, пространственных представлений. Логопед помогает конструировать и воспроизводить выданные эталоны речи, классифицировать и сортировать слова по их назначению, строить речь при использовании опорных слов определенного пространственного значения, предлогов и союзов. С больным ведется работа, направленная на развитие способности толковать смысл слов, совершать счетные операции, сочинять на заданную тематику, выполнять разной сложности инструкции.
Затем перед логопедом стоит задача скорректировать произношение путем устранения инертности в речи, исправления артикуляционных дефектов. Специалист работает над темпом, ритмом и интонацией больного, вербализацией его действий, речевыми рядами, восстанавливает артикуляционные уклады.
В заключение второго этапа логопед работаем над устранением дефектов в навыках счета, чтения и письма. Пациент должен не только узнавать, но и называть буквы и цифры, выполнять звуковой и буквенный анализ по предложенным схемам, читать и анализировать прочитанное. Ведется работа над восстановлением письменных навыков.
Задания на дом при лечении нарушений речи
Часто логопед оставляет рекомендации и упражнения для закрепления итогов занятий. Их нужно выполнять, но, придерживаясь ряда правил:
- Не нужно воспринимать нарушение речи, как психическое отклонение.
- Старайтесь вовлекать больного в разговор. Неважно, молчит ли он, либо говорит очень неразборчиво. Отказ от общения с ним приводит к тому, что речь не восстанавливается.
- Показывайте любимые программы, включайте радио или музыку, мотивируйте подпевать, пусть даже звуками.
- Нельзя прерывать занятия при отказе родственника отвечать на вопросы или заниматься. Переключитесь на упражнения, направленные на понимание речи.
- Категорически запрещено ругать за лень. После инсульта чаще всего у больного начинается депрессия, что приводит к снижению желания быстрее восстановиться.
- Не прерывайте попытки человека высказаться, пусть это и занимает много времени. Договаривать за него нельзя.
- Разговаривайте с больным короткими фразами в неспешном темпе. Если требуется, повторяйте сказанное, сопровождая речь рисунками или жестами. Это обусловлено тем, что зачастую люди после приступа почти (или совсем) не воспринимают обращенную речь.
- Занятия проводить в полной тишине один на один.
- Не стоит выдерживать определенное время одного занятия. Смотрите на нынешнее состояние родственника, степень его утомления.
Кинезиологический тейпинг является эффективным способом устранения возникших проблем с костным и...
Температура ушла, кашель прошел, самочувствие стало лучше. Многие люди ошибочно расценивают это,...
Поскольку музыкотерапия является достаточно объемной и многогранной дисциплиной, дать ей конкретное...
Для организма человека вода является естественной восстанавливающей и целебной средой. Благодаря...