Делаем уроки легко и быстро
Как же я гордилась своим внуком! Я ставила его в пример, ведь он с самого начала был очень самостоятельным. Сам делал уроки, только приносил родителям на проверку, сам собирал свой рюкзак, 5 дней в неделю ходил на дополнительные занятия и успевал на “отлично” по всем школьным предметам. Дочь занималась с ним мало, только если внук просил ее о помощи.
Но когда в школу пошла моя внучка, все схватились за голову! Казалось бы, девочка должна быть аккуратной и внимательной, но почему-то все было совершенно не так. Сообразительный в бытовых вопросах ребенок оказался неспособным решить элементарные задачи. Неусидчивая, неорганизованная, отказывающаяся брать в руки книжку девочка доводила родителей до истерики во время выполнения домашнего задания. Когда моя дочь к концу первого полугодия первого класса заявила мне, что ищет репетитора для внучки, я была в шоке и решила подключиться к ее обучению. Забегая вперёд, я могу сказать, что моя помощь научила внучку самостоятельности, привила ей организационные способности.
Организация рабочего пространства ученика
Начать нужно с правильной организации рабочего места: уберите все ненужные вещи с письменного стола. На столе должны быть настольная лампа, подставка для учебника, пенал, дневник и учебник с тетрадями. Всегда начинайте выполнение с одного и того же ритуала, настраивающего ребёнка на работу: включите настольную лампу, разложите тетради на столе в порядке выполнения предметов. Таким образом, выполняя эту рутинную работу, мозг настраивается на плодотворную деятельность.
Тайм-менеджмент ученика. Грамотное распределение времени
Вместе составьте график выполнения домашних работ, обязательно запишите очерёдность выполнения предметов. Психологи рекомендуют начинать с самых лёгких уроков, чтобы создать ситуацию успеха у ребёнка. Но мы начинаем с самых сложных, для нас лучше разобраться с нелюбимыми делами сразу, чем оставлять их на конец, когда ребенок уже устает. Иногда рекомендуется чередовать устные предметы с письменными, но моим внукам проще сначала сделать все письменные задания, а потом все устные.
Если ребёнок получает объёмную работу, помогите разбить её на части и пропишите эти части отдельно в график. Главное, по мере выполнения задания, вычеркивайте его из списка дел. Это создаёт ощущение приближения к цели и мотивирует ребёнка к работе.
Делайте небольшие перерывы между уроками через каждые 30-40 минут Но не позволяйте затягивать перемены больше 10 минут. Это не должен быть отдых на диване с телефоном. Пусть просто произойдёт смена деятельности: небольшой перекус, прогулка или игра с домашним животным или даже небольшая помощь по дому. Главное, перерыв не должен быть слишком долгим, чтобы не расхолаживать ребенка.
Помощь взрослых в учебе ребенка
Наша задача научить внуков учиться самостоятельно. Поэтому с неспокойными, верчеными детьми нужно находиться всегда рядом, контролировать, чтобы они не отвлекались. Психологи даже рекомендуют стоять около них, положив руку на спину, до тех пор, пока они не усядутся. Нельзя выполнять задание за внуков, как бы нам этого не хотелось.
Для начала предложите вспомнить правило, просмотреть аналогичные задания, выполненные в школе, и только потом приступайте к домашней работе. Внуков можно подвести к правильному решению, объяснить на примере аналогичных упражнений алгоритм выполнения работы. Но к решению самого задания они должны подойти сами.
Если вы во время проверки нашли ошибку, не нужно её сразу же исправлять. Просто укажите на наличие недочета, пусть ваш внук сам его исправит и объяснит правильный вариант.
С внучкой мне пришлось обратить особое внимание на отработку чистописания. Этому помогли дополнительные прописи. Наша учительница придерживается мнения, что ученик должен стараться сразу же писать аккуратно в чистовике. Это поможет в будущем при выполнении проверочных работ. Конечно же, запрещено пользоваться стирающимися ручками и корректором, поэтому моя внучка думает, прежде чем написать, потому что исправить ошибку будет совсем непросто.
Не нужно ругать внуков, если у них возникают проблемы с каким-то предметом. Как правило, причина многих трудностей - пробелы в знаниях. Помогите детям вовремя ликвидировать их, не позволяйте неприятностям наваливаться снежным комом на их плечи, разрастаясь до небывалых размеров.
Как помочь ребенку выучить пропущенный материал?
-
Попросите преподавателя объяснить пропущенные темы и дать дополнительные задания на отработку;
-
Попытайтесь разобраться и объяснить тему самостоятельно, например, при помощи интернета и видеоуроков;
-
Обратитесь за помощью к репетитору для ликвидации пробелов. Вообще, к репетиторам я отношусь негативно, по крайней мере, до 9 класса. Я видела много детей, занимающихся с частными учителями, но не успевающими по предмету в школе. И дело не в том, что репетитор плохой. Просто в голове у детей срабатывает инстинкт - зачем мне работать в классе, прилагать усилия и слушать на уроке, когда я приду к своему личному учителю, и он мне объяснит, и поможет написать задание. И сидят эти ребята с пустыми глазами, скучают на уроке, вместо того чтобы работать.
Когда нужно обратиться к репетитору?
Репетитор необходим в случае ликвидации пробелов. В моей практике были ученики с большими пробелами из начальной школы. С каждым годом они становились всё больше, у детей росло отвращение к предмету. Не потому что они не хотели учиться, а потому что не просто могли. На дополнительные консультации они не ходили, родители им объяснить весь курс начальной школы были не в состоянии. Только опытный учитель смог поднять весь пласт пропущенного материала, мотивировать детей к дальнейшему обучению, и они стали заниматься на твёрдую четвёрку.
Еще репетитор может понадобиться при подготовке к итоговым экзаменам, если вы планируете поступать в престижное учебное заведение.
Как поддержать интерес ребенка к учебе?
Просите детей пересказывать прочитанный материал. Вы не поверите, но наши внуки, учась в 9 классе, зачастую не могут просто описать картинку, рассказать, о чем они прочитали текст. Если бы я не слышала ответы многих учеников, я бы тоже этому не поверила. Пока я занимаюсь готовкой на кухне, мои внуки рассказывают мне все устные предметы, отвечают на вопросы по текстам. Если есть время, мы тренируем чтение вслух с остановками. По ходу прочтения мы поясняем незнакомые слова, я задаю вопросы по каждому отрывку, микротеме. Именно так дети работают на уроках литературы в школе.Если мне совсем некогда, я прошу внуков записать аудио на телефоне. Мы вместе прослушиваем записи, дополняем или исправляем неточности. Таким образом, я учу внуков слышать свои ошибки и настраиваю на будущие экзамены, в которых используется аудиозапись.
Хвалите своих внуков! Любой, даже самый маленький успех должен быть замечен и отмечен. Это будет их дальнейшим стимулом к успеху.
Мотивируйте детей к работе. Лучшая награда для моих внуков - разрешение поиграть в компьютер. Но я не даю обычные игры. Только обучающие. Больше всего нам нравится сайт Uchi.ru. Там предлагаются логические задания по программе разных классов. Выполнение заданий происходит в форме соревнования в классе и между классами. За марафоны и олимпиады, проводимые на данной платформе, детей награждают грамотами. Раньше давалось только 20 бесплатных карточек, но совсем недавно платформа Educont позволила активировать бесплатный доступ на этом сайте на целый год. Мои внуки счастливы. Они стараются как можно быстрее и правильнее выполнить домашнее задание, потому что от этого зависит, сколько времени они смогут поиграть, сколько баллов заработают и какое в итоге место займут в общешкольном рейтинге. Спокойствие, мотивация, организация рабочего пространства и времени, помогли мне настроить внучку на правильный подход к обучению. Надеюсь, в дальнейшем у неё не возникнут проблемы с выполнением домашнего задания.
Что делать, если вы стали плохо слышать? Нужно ли идти к врачу? Можно ли поддержать слух с помощью...