Осторожно, реклама!
Как недобросовестная реклама вытягивает деньги из наших кошельков
Представьте себе ситуацию: В перерыве между показом фильма появляется приветливая женщина и начинает рассказывать про то, как сильно ей упрощает жизнь новая соковыжималка. Она демонстрирует, как быстро и легко можно выжимать сок из любых фруктов и овощей. Рассказывает, как удобно мыть и обслуживать это суперсовременное приспособление. Вы убеждаетесь, что это совершенно необходимая вещь на вашей кухне, ведь в покупных соках столько вредных веществ, а вам так хотелось бы пить свежевыжатые соки каждое утро, прямо как женщина из рекламы. Только вы начинаете задумываться о том, сколько же стоит данная вещица, как тут девушка говорит: «только во время показа данного ролика Вы можете позвонить нам и заказать наш «Соковыжиматель 2000» по ограниченной скидке, всего за 4995 рублей! Торопитесь, ведь, когда наша передача закончится, это чудо техники будет стоить уже 15 тысяч рублей!»
У вас не остается сомнений, ведь вам так повезло: вы можете успеть приобрести такую, несомненно, полезную вещь, да еще и с отличной скидкой. Не раздумывая, вы звоните по короткому номеру, заказываете устройство, но, когда к вам приходит доставка, оказывается, что эта соковыжималка не так уж и хороша, ведь пластмасса, из которой она изготовлена, пахнет химикатами, а мощности моторчика не хватает даже выжимку помидоров… Вы понимаете, что вас обманули, но уже ничего не можете сделать, ведь номер, на который вы звонили, не доступен, а пять тысяч уже забрал улыбчивый курьер.
Это лишь один из способов заставить покупателя потратить кровно нажитые деньги. Несмотря на то, что подобные телемагазины потихоньку исчезают из эфира, на их место приходят интернет-ловушки, а также различные телефонные и офлайн аферисты. Все они хотят от вас денег. Начиная с рекламных акций, таких как заманивание клиента на консультацию в стоматологию, и заканчивая вымоганием денег после дегустации не слишком вкусного чая.
Как же научиться не попадаться на уловки черного маркетинга? Как различать добросовестную рекламу от впаривания бесполезного хлама? Можно ли вообще верить тому, что рекламируют? На каждый из этих вопросов найдется ответ.
Обман пенсионеров по телевизору
Чтобы не попасться на телевизионный развод, логичнее всего будет не смотреть потенциально опасные рекламные шоу. К счастью, таких как было описано в начале, становится все меньше, они попадаются на самых непопулярных ТВ каналах, более того, к ним уже все привыкли за долгое время.
Телемагазины
Учитывайте, что, если реклама длится дольше обычного, если рекламируют очередное суперсовременное, технологичное и прорывное устройство, если предлагается большая скидка во время показа ролика, скорее всего это – обман. Как минимум, вам пришлют устройство, не соответствующее своему супер технологичному статусу, а как максимум – ничего не пришлют, и вы просто так отправите предоплату мошенникам.
Телелотереи
В категорию ТВ разводок можно отнести популярные когда-то мгновенные ТВ-лотереи, когда ведущий предлагает угадать слово из четырех букв, которое начинается на «с», а заканчивается на «лон». Первому, кто дозвонится и угадает слово, он обещает суперприз в размере нескольких тысяч рублей. Как бы ни старались, вы не сможете дозвониться, но деньги за звонок все равно будут уходить с вашего счёта.
Экстрасенсорные телесеансы
Было время, когда чудо целителям посвящали целые каналы. Мошенники зарабатывали огромные деньги на доверчивых гражданах. Среди тех, кто переводил на счета магических салонов крупные суммы были не только пенсионеры, но и успешные бизнесмены.
Закон о рекламе
С товарами, рекламируемыми повсеместно, ситуация сложнее. Конечно, никто из крупных фирм-гигантов не кинет вас на деньги, не подсунет вместо шампуня для волос обычную воду, но в том, что рекламные лозунги – не более, чем подтасовка фактов, сомневаться не приходится.
Закон о рекламе не позволяет прямо врать потребителю, поэтому маркетологи научились другим приёмам. Например, утверждения, что волосы станут блестящие и объёмные после трех применений рекламируемого шампуня – это конечно не обман. Только рекламщики не договаривают, что, помимо шампуня необходимо сходить к стилисту-визажисту, чтобы он дополнительно поработал с прической. Такие недоговорки сейчас встречаются очень часто.
Ни один волшебный пояс не даст вам накачать пресс, напиток для похудания не сожжет лишний жир, пока вы будете спать, ваши внуки не будут энергичными весь день, если, собирая в школу, вы дадите им лишь шоколадный батончик. Наконец, энергетический напиток не даст вам дополнительной энергии.
Несмотря на то, что реклама всегда звучит и выглядит правдоподобно, в ней всегда есть подвох. Когда люди научатся не вестись на те приёмы, которые используются сейчас, маркетологи придумают что-то новое, и люди продолжат покупать смартфоны с 5-ю камерами, думая, что хоть раз воспользуются режимом ночной панорамной супер замедленной съемки.
Обман пожилых людей по телефону
Если вам звонят и предлагают бесплатную консультацию, скажем, у стоматолога, то это, скорее всего, навязывание платной услуги. Консультацию вы получите, но будьте уверены, у вас непременно найдут множество болячек. Естественно, сделают «скидочку» и скажут что-то вроде: «вам надо срочно лечиться, пока не появились боли и не пришлось удалять зуб». Таким способом вам попытаются навязать дорогостоящее лечение зачастую здоровых зубов. Возможно, в чек также добавят стоимость «бесплатной» консультации. Помните, если вы действительно нуждаетесь в медицинской помощи, то правильным решением будет найти проверенную клинику, с хорошим врачом, а не вестись на сомнительные процедуры.
Презентации техники на дому
Несколько лет назад были популярны презентации пылесосов на дому. Вам звонила девушка и предлагала провести показ возможностей нового ультрасовременного пылесоса. К гражданам, согласившимся на демонстрацию, приходил веселый и дружелюбный парнишка, который на протяжении нескольких часов рассказывал о достоинствах продукта. Он пылесосил ковры, шторы, даже кровати, попутно разговаривая с покупателем о, казалось бы, отстраненных вещах. Продавец рассказывал о том, как много в квартире мелких паразитов, клещей и тому подобных, убеждал, что их пылесос сможет раз и навсегда искоренить невидимую угрозу в доме.
По окончании презентации, взволнованный вездесущими вредителями, восхищенный эффективностью новенького пылесоса и растроганный честностью и внимательностью продавца, человек, не задумываясь, оплачивал покупку устройства. Только получал он не новый пылесос, а тот, с помощью которого проводилась презентация. Более того, через неделю покупатель понимал, что это устройство использовали далеко не в одной подобной презентации. Наконец, проявлялась проблема тяжести и неповоротливости агрегата. Все бы ничего, но тот улыбчивый парень взял за эту рухлядь немного более ста тысяч рублей! Даже на нынешний момент сто тысяч за пылесос – это перебор, а в 2013 году это были вообще огромные деньги, особенно для доверчивых домохозяек или пенсионеров, которые были целевой аудиторией этой компании.
Сейчас такой метод уже не популярен, ведь большинство людей стали очень недоверчивы. Однако, если вам поступит звонок с предложением демонстрации какого-либо устройства на дому – будьте уверены, вас будут разводить на чрезмерно дорогое и бесполезное оборудование.
Опасности в Интернете
Говорить о том, что всемирная сеть Интернет кишит обманом и ложной информацией, наверное, не стоит, ведь это и так ясно. Мы поговорим об опасностях, которые могут подстерегать доверчивого или невнимательного покупателя.
- Не нажимайте на всплывающую рекламу. Никогда. Какой бы текст не был написан, всплывающая реклама – это всегда опасность. В лучшем случае вы попадете на сайт, где вам попробуют продать совершенно бесполезную вещь, начиная от антивозрастного массажёра для лица и заканчивая бутылкой животворящей воды, которая «наполнит вас космической энергией». В худшем же варианте вы подцепите вирус на ваше устройство, который будет сливать номера ваших счетов третьим лицам, мешать работе или просто удалит жизненно важные файлы.
- Не верьте скидкам. Если в поисках нового гаджета вы наткнулись на сайт, который продает желанный товар со скидкой 50 или 75 процентов, то это почти всегда – подделка. Не может новенький самсунг, который продается за 40 000 рублей в розничных магазинах, стоить 5000 рублей на сайте. То же относится и к обуви, и к любым другим брендовым вещам.
Уличные вымогатели
В Санкт-Петербурге, Москве, Казани и других крупных городах очень распространены разводки на деньги туристов и простых прохожих. Вы гуляете на улице, где-нибудь в центре, и тут к вам подходят веселые и жизнерадостные ребята в костюмах известных персонажей из мультфильмов. Они предлагают вам сфотографироваться с ними, и вы, конечно достаете телефон, делаете несколько фото с безобидными зверушками. Но тут же оказывается, что каждая фотография стоит 150 рублей, а так как вы, не задумываясь, сделали 5-10 снимков, с вас просят уже порядка тысячи рублей. В случае отказа, милые зверушки перестают притворяться и грубо требуют, чтобы вы удалили все фотографии. Многие платят: кто-то хочет оставить фотографию своего ребёнка со «сказочным зверем», кто-то теряется, а кому-то становится лень удалять кучу фото, к тому же, на глазах этих “животных”.
Помимо этой разводки с фотографиями, в центре того же Петербурга часто можно встретить молодых парней и девушек, предлагающих продегустировать чай от одной очень известной фирмы. Схема там такая же, как при звонке из стоматологии. Вас заводят в помещение, наливают по 50 мл чая разных сортов, параллельно задавая вопросы, наводящие вас на необходимость покупки. Вскоре оказывается, что только сегодня каждому дегустирующему они дарят бонусную карту, кроме того, сегодня на их чай действует скидка, поэтому у вас есть возможность купить упаковку не за 6500 рублей, а всего за 1800. Если вы отказываетесь, молоденькая девушка начинает давить на жалость, рассказывая, как тяжело живется питерским студенткам и предлагает вам пожертвовать 500 рублей чаевых. Если вы ответите отказом, вас быстренько выпроводят из помещения, не забыв забрать только что подаренную бонусную карту.
Различных рекламных приёмов, направленных на вытягивание денег из человека, очень много. На смену всем известным уловкам, вроде телевизионных шоу, приходят более новые разводки, например, платная фотосессия с «животными». Наша задача – не попадаться на такие уловки и не давать попадаться в эти сети своим пожилым родственникам.