Неспособность к обучению и деменция
Люди с ограниченными возможностями в обучении, особенно с синдромом Дауна, подвергаются повышенному риску развития деменции. Если у человека с ограниченными возможностями в обучении развивается деменция, он столкнется с различными дополнительными проблемами в сравнении с людьми, которые не имеют трудностей с обучением.
Слово деменция описывает набор симптомов, которые могут включать потерю памяти и трудности с мышлением, решением проблем или речью. Человек с деменцией может также испытывать изменения в настроении или поведении. Эти симптомы возникают, когда мозг повреждается заболеваниями, в том числе болезнью Альцгеймера, или серией инсультов. Деменция является прогрессирующим состоянием, а это значит, что симптомы будут ухудшаться.
Что такое неспособность к обучению?
Неспособность к обучению - это пожизненное состояние, которое влияет на обучение, общение и развитие. Человек может нуждаться в поддержке по некоторым аспектам своей жизни, в том числе сюда входят планирование, обучение новым навыкам и социализация. По оценкам ученых около 700 000 человек испытывают трудности с обучением в Великобритании, хотя это может быть недооценено. Неспособность к обучению возникает по многим причинам и не все из них хорошо изучены.
Некоторые сложности в обучении, такие как синдром Дауна или синдром ломкой X-хромосомы (синдром Мартина –Белл) возникают еще до рождения ребенка и обусловлены генетическими заболеваниями. Другие происходят после рождения, но до совершеннолетия. Это может быть связано с инфекциями (например, бактериальный менингит), травмой головного мозга, гипоксией при рождении или преждевременными родами. Степень влияния неспособности к обучению на человека варьируется от легкой до очень тяжелой формы.
Ожидаемая продолжительность жизни для людей с синдромом Дауна и другими нарушениями обучения значительно улучшилась за последние 30 лет, благодаря достижениям в области медицины. Например, продолжительность жизни человека с синдромом Дауна возросла с 25 лет в 1983 году до более чем 60 лет в 2015 году. Одно из следствий этого улучшения состоит в том, что все больше людей с нарушениями обучения, такие как синдром Дауна, доживают до возраста, когда у них может развиться деменция. В этом разделе синдром Дауна рассматривается более подробно, чем другие нарушения обучения. Данный синдром относительно распространен, и более 40 000 человек живут с этим синдромом в Великобритании, кроме того, люди с синдромом Дауна подвергаются особому риску развития деменции.
Деменция обычно поражает людей с ограниченными возможностями в обучении аналогично людям без них, однако есть и некоторые важные отличия.
Люди с трудностями в обучении:
-
подвержены большему риску развития деменции в более молодом возрасте, особенно с синдром Дауна;
-
часто проявляют различные симптомы на ранних стадиях деменции и чаще всего имеют другие нарушения здоровья, которые не всегда хорошо диагностируются;
-
реже получают правильный или ранний диагноз деменции и могут быть не в состоянии понять свой диагноз;
-
могут иметь более быстрое прогрессирование деменции, это осложняется различными трудностями и задержками в постановке диагноза;
-
возможно уже научились другим способам общения (например, более невербальным, если их инвалидность влияет на речь);
-
могут уже получать социальную помощь в семейном доме или проживать в среде, в которой им оказывается помощь, позволяющая им жить самостоятельно;
- нужна будет специальная поддержка, чтобы понять изменения, которые они переживают, и доступ к соответствующим услугам после постановки диагноза и по мере прогрессирования деменции (это могут быть специальные услуги для лиц с нарушениями обучения или общие услуги для пожилых людей).
Люди с ограниченными возможностями в обучении подвергаются повышенному риску развития деменции с возрастом по сравнению с другими людьми без трудностей в обучении, хотя цифры варьируются в зависимости от того, когда был поставлен диагноз.
Примерно у 1 из 5 людей с ограниченными возможностями в обучении, которые старше 65 лет, развивается деменция. Люди с ограниченными возможностями в обучении, у которых развивается деменция, обычно сталкиваются с проблемой в более молодом возрасте. Особенно это касается людей с синдромом Дауна: у трети людей с синдромом Дауна деменция развивается к 50 годам.
Синдром Дауна и деменция
Когда у людей с синдромом Дауна развивается деменция, это обычно связано с болезнью Альцгеймера. Исследования показали, что у 1 из 50 человек с синдромом Дауна развивается деменция в возрасте 30 лет и резко возрастает количество тех, кто доживает до 60 лет и старше. Для сравнения, количество людей среди населения без трудностей в обучении достигает возраста 60-69 лет, у которых развивается деменция, а это примерно 1 из 75. Таким образом, данные исследования показывают значительно риск развития деменции среди людей с синдромом Дауна, по сравнению с общей популяцией без трудностей в обучении.
Другие нарушения в обучении и деменция
Исследования показывают, что примерно у 1 из 10 человек в возрасте от 50 до 65 лет с ограниченными возможностями в обучении чаще, чем синдром Дауна, имеют деменцию.
Это касается более половины людей в возрасте 85 лет и старше.
Это означает, что риск меньше, чем для людей с синдромом Дауна, но все же в два – три раза больше, чем общий риск для населения в целом. В настоящее время мы не знаем, почему это так, необходимы дополнительные исследования.
Генетические факторы могут вовлекаться, или конкретный тип повреждения мозга, связанного с неспособностью к обучению, может быть причиной.
Каковы общие симптомы?
Синдром Дауна
Симптомы деменции у людей с синдромом Дауна в целом схожи с симптомами, наблюдаемыми у населения в целом, хотя есть некоторые различия. Изменения в поведении и личности (становятся более упрямыми, раздражительными или замкнутыми) или утрата повседневных жизненных способностей могут быть обычным делом.
Потеря памяти, наиболее распространенный ранний симптом болезни Альцгеймера среди пожилых люди, как правило, реже наблюдаются как ранний симптом у людей с синдромом Дауна. Это может быть связано с тем, что большинство людей с синдромом Дауна уже испытывают проблемы с кратковременной памятью. Люди с синдромом Дауна более склонны к эпилепсии (припадкам), чем другие. Однако, если у человека с синдромом Дауна развивается эпилепсия в более позднем возрасте, это почти всегда является признаком деменции и требует тщательного дообследования. У 3\4 людей с синдромом Дауна и деменцией развиваются припадки. Более тяжелые приступы связаны с ухудшением здоровья в целом. Средняя и поздняя стадии деменции у людей с синдромом Дауна сходны с этими этапами в общей популяции. Тем не менее, есть некоторые свидетельства того, что деменция у людей с синдром Дауна прогрессирует быстрее. У них может быть более ранняя потеря основных навыков, таких как ходьба, недержание мочи и трудности с глотанием.
Другие проблемы с обучением
Деменция у людей с неспособностью к обучению, кроме синдрома Дауна, изучена плохо, симптомы могут широко варьироваться. Для людей с легкими нарушениями обучения деменция проявляется и прогрессирует аналогично деменции среди населения в целом. Для тех, у кого более тяжелая неспособность к обучению, начальные симптомы деменции часто менее типичны, появляются изменения в личности или поведении. Это может затруднять диагностику деменции.
Как вы можете определить, развивается ли у кого- то деменция?
Человек с ограниченными возможностями в обучении уже будет иметь некоторые различия в своем мышлении, рассуждениях, речи или поведении, а также со способностью управлять повседневной жизнью. Это изменение или ухудшение подобных способностей - а не единственная оценка - может указывать на деменцию. Опекуны, друзья и семья играют важную роль в выявлении ранних признаков деменции, таких как изменения в поведении или личности и потеря повседневных навыков. Они должны поднимать любые проблемы и быстро решать их с лечащим врачом или командой по обучению инвалидов. Рекомендуется, чтобы каждый взрослый человек с синдромом Дауна оценивался к тому времени, когда ему исполнится 30 лет, и предоставлял отчет или "базовый уровень", с которым его можно будет сравнить в будущем. Наряду с этой базовой оценкой, взрослому человеку с синдромом Дауна следует регулярно предлагать ежегодную проверку здоровья у лечащего врача.
Эта проверка здоровья будет включать в себя:
-
проверку физического состояния человека, его веса, частоты сердечных сокращений и артериального давления, а также анализы крови и мочи;
-
проверку зрения и слуха;
-
ревизию лекарств, которые принимает человек;
-
оценку коммуникативных навыков;
-
оценку поведения человека, включая его образ жизни и психическое здоровье (например, возможную депрессию);
-
оценку возможной деменции.
Оценка здоровья приводит к обращению к соответствующему специалисту, если это необходимо, и согласованному плану действий в области диагностики. Она показывает человеку, что ему нужно делать, чтобы оставаться здоровым. Процесс оценки и диагностики возможной деменции у человека с нарушением обучения, кроме людей с синдромом Дауна, аналогичен таковому для населения в целом.
Однако неспособность к обучению делает диагностику более сложной. Важно не предположить, что у человека с ограниченными возможностями обучения деменция только потому, что он попадает в группу высокого риска или становится старше.
В равной степени важно, чтобы симптомы деменции не были пропущены, потому что их ошибочно рассматривают как часть неспособности к обучению.
Что включает в себя оценка здоровья?
Данную оценку для человека с синдромом Дауна лучше всего проводить междисциплинарной командой, которая включает в себя врача общей практики, психиатра, медсестру из сообщества для людей с ограниченными возможностями обучения, психотерапевта и клинического психолога. Каждый, за исключением врача общей практики, должен быть специалистом в области работы с людьми с ограниченными возможностями. Служба обучения инвалидов может тесно сотрудничать с ближайшей клиникой памяти (где люди регулярно проходят обследование на предмет подозрения на деменцию) для получения консультации по диагностике.
Этот процесс будет включать в себя несколько этапов.
Подробная история личности
Это необходимо для установления деталей любых произошедших изменений. Подобные исследования истории личности обычно включают в себя беседу с главным опекуном и любым персоналом из службы ухода, который понимает человека и то, как он общается.
Эта история должна включать в себя любые существенные изменения в жизни человека, такие как переезд, уход любимого работника по уходу или недавняя тяжелая утрата.
Полная оценка состояния здоровья
Важно исключить любые физические причины, которые могли бы объяснить изменения в человеке или его поведении. Существует ряд состояний, которые имеют сходные симптомы с деменцией, но поддаются лечению, например, недостаточная активность щитовидной железы, которая чаще встречается у людей с синдромом Дауна. Любое лекарство, которое принимает человек, так же будет рассмотрено. Проблемы со зрением и слухом чаще встречается у людей с ограниченными возможностями в обучении, поэтому на них также следует обратить внимание.
Оценка психологического и психического состояния
Важно исключить психические расстройства, в том числе депрессию, как причину потери памяти.
Стандартные тесты, оценивающие когнитивные способности (например, краткая шкала оценки психического статуса), не совсем подходят для людей с ограниченными возможностями в обучении, так как у них уже есть некоторые когнитивные нарушения, они могут не иметь навыков речи или иметь проблемы с памятью, а данные знания требуются в тестах. Ряд оценок и инструментов в настоящее время специально был разработан для людей с синдромом Дауна или другими ограниченными возможностями.
Оценка с помощью одного из этих инструментов будет проводиться клиническим психологом или другим специалистом с опытом обучения инвалидов.
Специальная диагностика
Достаточно трудно интерпретировать сканирование мозга у человека с ограниченными возможностями, и для самого человека данное исследование может быть неприятным. Однако сканирование мозга может быть полезно для исключения различных состояний (например, опухоль, кровоизлияние), когда не была проведена дополнительная диагностика для выявления деменции или она не была убедительной.
Даже при тщательном обследовании не всегда можно будет прийти к четкому диагнозу. Данный человек требует внимательного наблюдения, а зачем повторной диагностики через несколько месяцев.
Полноценная жизнь с деменцией требует широкого спектра лечения и поддержки.
Для человека с неспособностью к обучению и деменцией получение наилучшего результата может означать обращение к психиатру, который специализируется на обучении инвалидов, а также к сотрудникам служб обучения инвалидов. Лечение может включать медикаментозный и немедикаментозный подходы.
Медикаментозное лечение
В настоящее время нет лечения от деменции. Терапия против деменции направлена на временное улучшение симптомов.
Неясно, приносят ли пользу лекарства, которые обычно назначаются людям с болезнью Альцгеймера (например, донепезил) людям с синдромом Дауна и Альцгеймера. В настоящий момент нет достоверных исследований. Отзывы о повседневном использовании этих лекарств говорят о том, что они приносят пользу многим людям. Препараты, такие как донепезил, могут вызывать побочные эффекты, но все же могут быть предложенны человеку с синдромом Дауна и деменцией, если у них нет медицинских противопоказаний (например, проблемы с сердцем), которые исключают это.
Другой препарат против деменции, который все чаще используется в общей практике, называется мемантин. Недавнее исследование мемантина для людей с деменцией и синдромом Дауна не показали никакой пользы.
Немедикаментозное лечение
Человек с ограниченными возможностями обучения может уже вести себя таким образом, что другим трудно с ним нахлдиться (например, может быть возбуждённым или агрессивным), и это может ухудшиться, если у человека развивается деменция. Человек может иметь другое чувство реальности из-за деменции. Понимая это, опекуны могут начать осознавать, что такие люди могут чувствовать, и быть в состоянии интерпретировать их чувства и поведение. Опекуны и профессионалы должны работать вместе, чтобы понять причины или триггеры такого поведения человека с деменцией и найти способы его предотвращения. Изменения в поведении часто вызваны окружающей средой, недиагностированной болью или действиями других людей.
Если окружающая обстановка слишком суетлива или слишком шумна (например, из-за телевизора или разговоров), это может вызвать возбуждение или повышенную растерянность. Зеркала и отражения в них, окна и блестящие поверхности могут вызвать путаницу или привести к неправильному восприятию. Окружающая обстановка должна быть успокаивающей и знакомой.
Антипсихотические препараты и успокоительные средства следует использовать только после того, как все остальное было испробовано. Человек с ограниченными возможностями в обучении и деменцией может продолжать заниматься многими видами деятельности некоторое время, если им будет оказана правильная поддержка. Их следует поощрять к тому, чтобы они сохраняли свою независимость как можно дольше, если это то, чего они хотят. Тем не менее, опыт неудачи может расстраивать, поэтому важно найти баланс между независимостью и обеспечение того, чтобы самооценка и достоинство человека не были подорваны.
Лечение и поддержка других состояний, более распространенных у людей с синдромом Дауна (например потеря слуха, депрессия, судороги, недостаточная активность щитовидной железы) могут быть осложнены деменцией человека. Обычно лучше начинать со своего врача общей практики или медсестры, если есть какие-либо проблемы.
Советы для опекунов
Есть много практических стратегий, которые могут быть внедрены для поддержки людей с инвалидностью и деменцией и их опекунов. Все они должны основываться на принципах личностно-ориентированной заботы, принимать во внимание текущие и прошлые интересы человека, его предпочтения и нужды.
Вот несколько идей:
-
Деменция влияет на способность человека общаться, поэтому людям могут потребоваться альтернативные способы самовыражения. Для любого, кто общается с таким человеком, невербальное общение, включая язык тела и тон голоса, станет все более и более актуальным.
-
Упростите предложения и инструкции, чтобы не просить слишком много в одном предложении, слушайте внимательно, и дайте человеку достаточно времени, чтобы ответить.
-
Поддерживайте и развивайте дружеские и социальные отношения человека. Это может потребовать активного участия персонала или семьи. Позвольте человеку иметь как можно больше контроля над своей жизнью насколько это возможно. Используйте подсказки и заверения во время задач, которые человек считает наиболее трудными.
-
Помогите человеку, используя визуальные или графические подсказки и планировщики, чтобы структурировать свой день. Кто-то, возможно, уже знаком с наглядными подсказками (например, знак туалета на дверь ванной).
-
Постарайтесь структурировать день так, чтобы действия происходили в одном и том же порядке. Рутина должна быть индивидуальной.
-
«Книга истории жизни» или «ящик памяти» с фотографиями и памятными вещами из прошлого человека могут быть полезным способ помочь человеку взаимодействовать и вспоминать. Долгосрочная память становится все более важной.
-
Методы релаксации, такие как массаж и ароматерапия, а также знакомая музыка, могут быть эффективными и приятными. Некоторые люди с деменцией могут петь или напевать любимую мелодию даже после того, как потеряли способность говорить.
Штат пансионатов, особенно частных, включает сотрудников высокой квалификации. Основным требованием...
Семьи пожилых людей, которые прикованы к постели и нуждаются в постоянном постороннем уходе, нередко...
Непроходимость кишечника (запор) – тема чрезвычайно деликатная. По статистике этой проблемой страдает...
В престарелом возрасте многие люди часто сталкиваются с различными недугами. Часто родные могут не...