Некачественные коммунальные услуги
Проживая в многоквартирном доме, практически каждый сталкивался с недобросовестным исполнением обслуживающей организацией своих обязательств по предоставлению коммунальных услуг. Квитанции жильцы получают ежемесячно и оплачивая их согласно выставленным тарифам, рассчитывают на качественно оказанные услуги. Одни не обращают на это даже внимания, не желая разводить бумажную волокиту, а другие и рады бы предъявить претензию поставщику услуг и потребовать перерасчёт оплаты, но не знают с чего начать и как правильно это сделать.
Что означает некачественные коммунальные услуги
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг №354 от 06 мая 2005г. исполнитель должен оказывать потребителю коммунальные услуги надлежащего качества и в необходимом ему объёме, а также проводить перерасчёт платы за коммунальные услуги при наличии определённых обстоятельств, в том числе и при некачественных услугах. Аналогичная норма закреплена и в Жилищном кодексе.
Таким образом, можно требовать перерасчёт платы за некачественно оказанные коммунальные услуги, если доказано, что перебои и ухудшение качества услуг произошли по вине поставщика услуг.
Отопление в многоквартирном доме. Нормы и порядок предоставления услуги
Чтобы определить соответствует ли отопление в помещении установленным нормам, следует оценить температуру в квартире и давление его подачи. В отопительный сезон тепло должно подаваться круглосуточно и бесперебойно. Нормальной считается температура от +18°С, замер которой нужно проводить посередине комнаты при закрытых окнах и дверях.
Обращаться с претензией к качеству отопления следует, когда в течение 5 суток после подачи отопления температура в помещении ниже установленной нормы. Вообще холодными батареи могут быть не более суток, потом уже можно смело требовать перерасчёт платы за отопление. Причём плата за отопление подлежит снижению на 0,15% от платы за каждый час выявленного отклонения.
Тепловые нормы в помещении зависят от нескольких факторов:
- региона проживания и средней температуры воздуха в помещении, например, где температура на улице опускается ниже -31°С в квартире должно быть не ниже +20°С;
- от назначения комнаты – кухня, ванная и т.д.
Нормы водоснабжения в квартире
Качество воды определяют по ее внешнему виду, подаваемой силе напора и температуре нагрева, химическому составу, в том числе и показателям жесткости. Качественные характеристики поставляемой воды должны соответствовать установленным СанПинам.
Согласно установленным нормам, допустимо отсутствие водоснабжения всего не более 8 часов за месяц или 4 часа разово. Это не относится к профилактическим ежегодным работам. В случае аварийной ситуации разрешается перекрыть воду на период до 24 часов. Если отсутствует водоснабжение дольше этих норм, то размер оплаты за воду уменьшается на 0,15%.
Уменьшение оплаты за холодное водоснабжение напрямую зависит от степени отклонения от нормы.
Напор и давление. При выявлении снижения напора подачи воды, которое составляет не более ¼, то перерасчёт составит 0,1% в течение всего времени пользования водой с отклонением. При снижении напора водоподачи более 25% - заявитель может быть освобожден от оплаты за этот период. Замер напора воды следует проводить в утреннее время с 7.00 до 09.00, и вечернее – с 19.00 до 22.00.
Качество воды. Холодная вода в кране должна быть прозрачной и чистой, питьевой, что определено СанПин. Таким образом, за дни, когда вода была грязная можно требовать перерасчёт.
Нагрев. Нормой температурного нагрева горячей воды считается от 60°С до 75°С, то есть присутствие в кране чуть тёплой воды или наоборот кипятка считается уже отклонением от нормы. Допускаются незначительные отклонения от нормы – 5°С ночью и 3°С в дневное время. Причем размер оплаты уменьшается на 0,1% за каждые 3°С отклонения от нормы в час. Если температура воды, после 3-минутного слива, не выше 40°С, то оплачиваться она должна по тарифам холодной воды.
Для водоотведения применяются аналогичные нормы и расчёты.
Электроснабжение в квартире
Электроэнергия, согласно установленным нормам, должна поставляться круглосуточно и бесперебойно. Допустимый перерыв в электроподаче, когда есть резервный источник энергии – не больше 2 часов, при одном источнике – 24 часа. Если перерыв в подаче электроэнергии более длительный, размер оплаты уменьшается ежечасно на 0,15%. Показателями качества подаваемой электроэнергии также являются сила тока и напряжение, отклонения от нормы которых влекут аналогичные последствия при расчёте платы за электроэнергию.
Нормы газоснабжения домов и квартир
Подача газа, как и электроэнергии, должна быть круглосуточной и бесперебойной. Ухудшением качества данного вида услуг считается перерыв в подаче газа более 4 часов суммарно в месяц. При более длительном перерыве, сумма оплаты за газ уменьшается на 0,15% за каждый час. При этом качество подаваемого газа должно соответствовать установленным ГОСТам, в противном случае, потребитель может быть освобожден от оплаты газоснабжения на период ухудшения его качества.
Давление. В подаваемом газе есть немаловажный показатель, учитываемый при оценке его качества – это давление газа, норма которого может колебаться от 0,003 до 0,0012 МПа. Если отклонение от нормы давления подачи газа менее 25%, то размер оплаты за него уменьшается на 0,1%, если свыше 25% - пользователь может быть освобожден от оплаты за весь период нарушения.
Как доказать факт оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества
Ресурсоснабжающая организация, согласно нормам закона, должна:
- Фиксировать жалобы пользователей услуг и контролировать исполнение, причём в трёхдневный срок должны подготовить и направить заявителю ответ, с указанием решения проблемы либо обосновав причины отказа.
- Получив заявление о запахе газа и подозрении на его утечку, немедленно на него реагировать, приняв меры для обеспечения безопасности жильцов и устранению утечки.
- Привлекаться к ответственности за предоставление некачественных коммунальных услуг.
- Возмещать пользователю услуг ущерб, причинённый некачественными услугами.
В выше указанных Правилах закреплёна последовательность действий потребителя для требования уменьшения стоимости услуг.
Подать заявку в управляющую компанию (жилинспекцию) с требованием направить специалиста для определения качества оказываемых услуг, где следует указать период времени, когда этот сотрудник может появиться и произвести замеры. Заявление стоит подавать в 2 экземплярах – для каждой стороны. Результаты замеров фиксируются в Акте проверки, который передается заявителю.
Доказательством ненадлежащего качества услуг могут служить фото и видео съёмки, собранные письменные документы – заключения экспертов, акты, показания свидетелей и др.
Случаются ситуации, когда после вызова специалистов, на момент их прихода, проблема налажена, а после заново возобновляется. Тогда не стоит теряться и нужно повторно подать заявку и вызвать специалиста.
Для фиксации причинённого обслуживающими организациями ущерба, необходимо обратиться к диспетчеру в аварийную службу. В течение 12 часов после получения заявки, поставщиком услуг составляется в двух экземплярах Акт, который подписывается сторонами.
Началом оказания некачественных услуг будет считаться время и дата обращения в аварийную службу с информацией о выявленном нарушении.
При возникновении спора или разногласий между сторонами относительно качества оказываемых услуг, можно требовать проведения оценки и экспертизы за счет обслуживающей организации.
После проведенных мероприятий по ликвидации причин ухудшения качества предоставляемых услуг, поставщиком услуг проводится проверка, результат которой фиксируется в Акте.
Обязанность поставщика услуг произвести перерасчёт
Законодательно определен перечень действий в случае самостоятельного выявления изменения качества поставляемых услуг их поставщиком – следует определить и зафиксировать:
- время и дату обнаружения ухудшения качества услуг,
- время и дату факта нарушения, например прибором учета.
Имея эти данные, в случае самостоятельного выявления изменения качества предоставляемых услуг, произвести перерасчёт за то время, когда эти услуги оказаны в худшем качестве является обязанностью поставщика этих услуг, который должен быть произведён в инициативном порядке.
Игнорирование этой статьи закона может иметь ряд правовых последствий для поставщика услуг:
- Уголовная ответственность по статье 159 УК РФ «Мошенничество»;
- Административная ответственность по ст. 14.31 или ст. 14.7 КоАП «Обман потребителей";
- Гражданско-правовые последствия, когда потребитель при грамотной защите, может взыскать с поставщика некачественных услуг:
- проценты за пользование чужими денежными средствами
- штраф не менее 50% от суммы разницы между суммами при начислении
- разницу между начисленной суммой и суммой, подлежащей уплате с учётом перерасчёта
Случаются ситуации, когда в квитанции на оплату коммунальных услуг указаны завышенные итоговые суммы. Паниковать не нужно, ведь это может быть ошибкой, допущенной как обслуживающей организацией, например, сбой программы, так и самим жильцом, например, при передаче показаний счетчика пропущена запятая. При получении такой квитанции, итоговые цифры которой вызывают сомнения стоит разобраться в правильности начисления суммы. Причин может быть несколько:
- Ошибка поставщика услуг при начислении размера платы
- Неисправность или ошибка прибора учета
- Ошибочно переданные данные самим жильцом (бывает, что при несвоевременной передаче показаний обслуживающая организация выставляет счёт по средним показателям и нормативам за расчётный период).
Для установления правильности расчетов в квитанции, жильцу или собственнику жилья следует обратиться в управляющую компанию для разъяснения начислений по каждой строчке – какой тариф для определённого показателя принят к расчёту, по какой формуле произведён расчёт и т.п. Как правило, при выявлении ошибки со стороны обслуживающей организации, они сразу сделают перерасчёт. А могут сначала прислать сотрудника для фиксации показаний прибора учёта на месте и проверки его целостности, составив об этом Акт, на основании которого позднее будет произведён перерасчёт.
В случае отказа обслуживающей организации произвести перерасчёт, следует обратиться в Жилищную инспекцию с жалобой, приложив к ней спорные документы (квитанции, акты).
Предоставление качественных коммунальных услуг по своей сути является двусторонней сделкой, где управляющая компания или ресурсоснабжающая организация своевременно и в полном объеме получают плату за свои услуги по установленным тарифам и нормативам. А жильцам, как потребителям услуг, хочется, находясь большую часть времени дома, пользоваться всеми возможными коммунальными ресурсами беспрепятственно и своевременно, а не переживать из-за грязной воды, текущей из крана или вообще её отсутствия, скачков электроэнергии или отсутствия газа при появлении гостей на пороге дома.